1. ВВЕДЕНИЕ
Поднимаясь на борт яхты, необходимо осознавать риски и наиболее значимые факторы опасности, выполнять требования правил личной и коллективной безопасности, которые изложены ниже в краткой форме и даются в виде развернутых объяснений во время брифинга, проводимого капитаном или уполномоченным лицом. Буквальное выполнение настоящих правил не освобождает прошедшего инструктаж от необходимости элементарной осторожности и здравого смысла. Лица, не достигшие совершеннолетия, должны выполнять требования техники безопасности, при этом ответственность за это несут сопровождающие их родители или полномочные представители, о чем они ставят подпись за своих подопечных.
2. ПЕРСОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Падение за борт. Одна из наибольших опасностей на борту яхты. Шансы вернуть выпавшего за борт в море невелики, особенно в темное время суток и сложных погодных условиях! Когда яхта находится в движении, необходимо всегда оставаться в безопасной зоне ‐ кокпите. Используя обвязку, быть пристегнутым к надежным пунктам крепления. Категорически запрещено выходить за пределы кокпита без разрешения и постоянного контроля рулевого. При работе с парусами на палубе следует пристегиваться. Запрещено пользоваться транцем за леерами как туалетом или площадкой для душа. Нельзя набирать забортную воду ведром на ходу. Перемещаясь по палубе, необходимо иметь в виду возможность внезапного случайного перехода парусов на другой борт: следует перемещаться, пригнувшись ниже нижней кромки парусов; находясь на баке, оставаться с внутренней стороны от обоих стаксель шкотов. Перед выходом в море надеть спасательный жилет. Жилет может быть снят только с разрешения капитана. Не умеющие плавать (лица, которые не могут проплыть без остановки вольным стилем 100 метров в бассейне) не снимают жилет все время нахождения на яхте вне внутренних помещений.
Гик. Переход гика представляет огромную опасность, особенно при плавании полными курсами. Все время при движении под парусами, находясь в секторе перехода гика, держаться ниже его уровня. По команде «ГИК!» ‐ немедленно пригнуться к палубе.
Перемещение по яхте во время движения. Выходить на палубу только в специальной палубной обуви, обеспечивающей надежное сцепление подошвы с мокрым пластиком. Обувь должна полностью закрывать стопу и пальцы. Кроксы, шлепки, тапочки, обувь с открытыми пальцами и без пятки, каблуки, платформы, обувь с пластиковой скользкой подошвой и т. д. опасны травмой ног и в том числе падением за борт. Перемещаться на ходу по палубе и внутри яхты нужно, пользуясь правилом альпинистов: в каждый момент времени необходимо иметь три точки опоры. Спускаться в салон следует только лицом к трапу, чтобы избежать падения спиной на ступеньки. Запрещено наступать на люки, даже если они закрыты.
Двигатель. Не снимать защитные стенки и кожух двигательного отсека без ведома капитана. Не использовать тепло двигателя для просушки вещей. Опасаться вращающихся деталей двигателя, не совать руки, не допускать попадания волос и свободной одежды. Включая двигатель, следует убедиться, что в воде рядом нет людей. Не открывать крышку радиатора на неостывшем двигателе.
Якорная лебедка. Опасность огромной травмирующей силы представляет работа с якорной лебедкой. Ни в коем случае не совать руки и ноги в механизм, ни в коем случае не поправлять руками цепь на барабане! При необходимости что‐то поправить — делать это металлическим или деревянными предметами, следить, чтобы пульт управления не был доступен в этот момент никому. Раскладывая цепь в цепном ящике следить, чтобы волосы или одежда не могли быть закручены на барабан, при этом лебедка должна быть остановлена. В случае нештатного поведения лебедки убрать пульт и сообщить капитану о проблеме. Выбирая якорь, контролировать, сколько цепи осталось. Во время выхода якоря на приемное устройство якорь может сильно ударить человека, склонившегося над цепным ящиком.
Работа с веревками, стопорами, лебедками. Работать с такелажем следует только в специальных перчатках. Выбирать слабину рабочего конца через стопор или задав два‐три шлага на лебедку (в зависимости от нагрузки). Потравливая или выбирая конец через лебедку, держать руки на расстоянии минимум 30‐40 см от барабана лебедки. Соблюдать осторожность при работе со стопорами. Не наматывать веревки на руки и другие части тела!
Люки и крышки рундуков. Уходя из каюты, обязательно закрывать люки. Открытые крышки рундуков или цепного ящика следует надежно закрепить фиксатором или шкертиком.
Электричество. Опасность представляет не высокое напряжение, а большая сила тока, проходящая через человеческое тело. В условиях влажности и наличия соли, касание силовых оголенных проводов низкого напряжения 12 V может оказаться смертельным. Не касаться оголенных контактов! Не пользоваться неисправными электрическими приборами. Подключая береговое питание, сначала включать разъем на яхте и лишь потом на береговом щитке (отключение производится в обратном порядке). Все ремонтные работы возможны только с разрешения капитана и только при полностью обесточенной сети или отключенной земле аккумуляторных батарей.
Газовая плита. Всегда закрывать вентиль подачи газа на кухне. Почувствовав запах газа или при срабатывании сигнализации газа немедленно сообщить капитану, не трогать выключатели, не пользоваться огнем, открыть люки для проветривания, ручной трюмной помпой откачивать воздух из трюма. Соблюдать предельную осторожность при пользовании сковородой. Люк над плитой должен быть герметично закрыт, чтобы исключить попадание брызг воды или дождя на раскаленное масло. Следует всегда использовать фиксаторы на плите. При приготовлении супов не заполнять кастрюлю больше чем на треть или максимум на половину от объема кастрюли. Отказаться от приготовления супов при сильной качке, либо соблюдать крайнюю осторожность. В случае возгорания плиты или масла в сковороде, набросить на пламя противопожарную кошму и отключить вентиль подачи газа. Не использовать неисправные кофеварки или скороварки. Пользоваться ими в строгом соответствии с инструкцией по использованию.
Пиротехника. Использовать пиротехнику можно только во время ситуации бедствия. Никогда не направлять ракеты и фальшфейера на человека, не стрелять в сторону других судов, вблизи пожароопасных объектов. Прежде, чем задействовать пиротехническое средство, внимательно изучить инструкцию, тщательно проверить, что бы горячий конец фальшфейера или направление выстрела ракеты были направлены по ветру и не в сторону людей или пожароопасных предметов. Если средство не сработало — ни в коем случае не пытаться запустить его! Держа его «горячим концом» в безопасном направлении, подойти к борту и бросить за борт!
Опасность пожара. Пожар возникает, как правило, из‐за короткого замыкания, неосторожного обращения с газом, топливом, курения. Необходимо исключить курение во внутренних помещениях яхты и при работе с горючими веществами и материалами. Не следует складировать ветошь, сушить что‐либо на корпусе двигателя. Почувствовав запах гари, дыма или горелой проводки, незамедлительно оповестить капитана и других членов экипажа, принять меры для локализации источника, эвакуировать людей из внутренних помещений.
Опасность затопления. Иллюминаторы и технологические отверстия должны быть закрыты. При обнаружении воды в трюме, попробовать ее на вкус (пресная/соленая). Если вода забортная, локализовать источник и принять меры к устранению течи (закрыть вентили, использовать заглушки, применить водоотливные помпы, подручные средства).
Купание. Это один из серьезных факторов риска. Соблюдайте осторожность, следуйте правилам безопасности. Купание разрешено только с разрешения капитана. Недопустимо прыгать за борт без разрешения, при работающем двигателе, пока не окончена швартовка. Не допускать прыжков с палубы, надстройки, гика, фала краспиц и т. д. Перед тем, как спуститься в воду, проверить наличие трапика для купания, отсутствие течения, отсутствие опасных морских существ. При купании на стоянке в спокойной бухте попросите, чтобы кто‐то вас страховал. В акваториях с течениями, за кормой должен быть страховочный конец с кранцем. Купание только под присмотром. Прежде чем купаться: оценить силу течения, не отпускать страховочный конец или трапик в процессе. Не оставлять без внимания детей. При купании за кормой или в дрейфе также держаться за страховочный конец, не отпуская его. Опытный рулевой должен постоянно дежурить во время купания.
Тузик. Высадка на берег с использованием шлюпки представляет опасность. Позаботиться о наличии в тузике: средств связи, фонаря, весел, якоря, запаса топлива, черпака и насоса. Спускаться с борта в тузик, сохраняя равновесие, придерживаясь обеими руками за борта. Не стоять в тузике. Обязательно использование спасательных жилетов. Прежде, чем оттолкнуться от кормы яхты, убедиться в исправности двигателя: сначала завести и прогреть мотор, потом отвязать тузик и отходить. Учитывать факторы, которые могут отнести вас в открытое море — сильный отжимной ветер или течение. При высадке на берег избегать высадки на коралловые рифы и берег, открытый для волны с моря. Не буксировать людей, прицепившихся к шлюпке снаружи. Кроме стоянок в очень защищенных и комфортных условиях, каждое использование тузика возможно только под контролем капитана.
Постановка на место и отход. При маневрах в порту, постановке и отходе находиться в кокпите, если капитан не дал вам поручение за его пределами. Внимательно следить за и нависающими с берега и соседних судов предметами, чтобы не оказаться прижатыми ими. Одерживаясь, ни в коем случае не просовывать руки или ноги под леерное ограждение и между любыми вертикальными стойками на борту, чтобы избежать эффекта ножниц с подобными предметами на соседней яхте. Внимательно слушать команды рулевого. В случае предупреждении об опасности, немедленно убрать руки и ноги от борта, отступив вглубь палубы.
Переход на берег. При швартовке не сходить/не прыгать на берег без команды рулевого. При переходе на берег соблюдать предельную осторожность. Прежде, чем ступить на трап, убедиться, что он надежно закреплен. В случае необходимости просить помощи (руки) при сходе на берег. Опасаться скользкой от дождя поверхности, падения трапа на волнении и горизонтальных перекладин над трапом, не замеченных из‐за козырька бейсболки. Объясните опасность падения детям, пресекайте попытки беготни и игр через трап. Если вы несете тяжести, попросите помощи, что бы кто‐то принял их у вас с той стороны трапа. Оставьте руки свободными для сохранения равновесия.
Хронические болезни. Вы должны уведомить капитана до выхода в море о имеющихся у вас хронических заболеваниях, таких как эпилепсия, сахарный диабет, сердечных заболеваниях и т. д. Вы обязаны позаботиться, чтобы необходимый запас медикаментов и специальных диетических продуктов был на все время плавания. То же самое касается беременности. Маршрут и режим плавания должен учитывать ваше состояние. Либо наоборот, вы должны оценить совместимо ли ваше состояние с предстоящими условиями плавания. Ставя подпись о прохождении брифинга, вы подтверждаете, что у вас нет специальных медицинских потребностей недоступных во время плавания и хронических болезней, обострение которых может быть спровоцировано предстоящим плаванием
Солнечные ожоги, переохлаждение, морская болезнь. Ультрафиолетовые лучи отражаются от поверхности воды, поэтому даже в облачную погоду или в тени тента есть опасность солнечных ожогов. Нужны: шляпа с полями, кепка с козырьком, легкая одежда с длинным рукавом и штанинами. По возможности оставаться в тени, открытые участки кожи обрабатывать солнцезащитным кремом. Использовать солнцезащитные очки. Не допускать переохлаждения тела, надевать достаточное количество теплой одежды и непромокаемый комплект в плохую погоду. Морская болезнь возникает, прежде всего, в закрытых внутренних пространствах, поэтому, когда есть выбор, лучше находиться снаружи. Часто, морская болезнь является следствием недосыпания, употребления алкоголя накануне или неправильного питания. В случае приступов рвоты рекомендуется выпить 1‐1,5 литра воды с половиной чайной ложки соды (для предотвращения ожога слизистой горла желудочным соком) и спровоцировать рвоту, очистив желудок. Во время долгого плавания прием препаратов от морской болезни может быть меньшим злом, чем ослабление организма. Не превышать дозировку. Взрослому человеку не рекомендуется употреблять более 3 таблеток драмины в сутки. Первую таблетку нужно принять за 30 минут до выхода в море или ухудшения погоды. Далее дозировку имеет смысл уменьшать, принимая по полтаблетки перед сном. Перед приемом лекарственных средств внимательно читать инструкцию! Существует мнение, что 20‐50 грамм крепкого алкоголя (рома) являются хорошим средством от морской болезни. Однако, побочные эффекты от алкоголя больше, чем от специальных препаратов, а сама эффективность ниже. В любом случае, употребление алкоголя на борту регламентируется капитаном и накладывает ограничение на способность члена команды безопасно использовать механизмы. Запах табачного дыма провоцирует приступы морской болезни у некурящей части экипажа. Если вы не избавились от этой зависимости, для снижения напряженности в экипаже будет лучше, если вы получите свою дозу никотина через жевательные резинки и пилюли.
Дети на борту. Родители обязаны выполнять сами и требовать от детей выполнения требований техники безопасности. Не допускать беготни в опасных местах, не оставлять их без внимания ни на минуту. Пристегивать во время движения. Использовать спасательные жилеты. Оставляя спать маленьких в каюте, убедиться, что они не упадут с кровати и на них не могут упасть незакрепленные предметы. Родители или полномочные представители несовершеннолетних полностью отвечают за безопасность на яхте своих подопечных и расписываются за них о прохождении инструктажа по технике безопасности в подтверждение понимания данной ответственности.
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ Ставя подпись о прохождении инструктажа, подписавшийся подтверждает, что ему разъяснен порядок обращения со спасательными средствами, он понял и обязуется правильно их использовать. Спасжилет: обращение, запуск (автоматический/ручной), подгонка по фигуре, уход и хранение. Спасплот: местоположение, способ применения, действия при покидании яхты, запуск (сработка) плота, правила поведения на спасплоту. Огнетушители, пожарная кошма и др. противопожарные средства: расположение, способ применения. Действия в особых ситуациях (пожар двигателя, возгорание топлива, электропроводки).
Водоотливные помпы: расположение, механизм действия. Аптечка: содержание и местонахождение.
4. СУБОРДИНЦАЦИЯ
Члены экипажа обязаны беспрекословно исполнять распоряжения капитана. В случае несогласия с решением капитана член экипажа имеет право сделать соответствующую запись в судовом журнале, выполнив при этом данное ему указание, а также сойти на берег в ближайшем безопасном порту. Члены экипажа обязаны согласовывать с капитаном свое отсутствие на борту яхты. Утвержденный график вахт/дежурств не обсуждается и подлежит исполнению.
5. КОНТАКТЫ По любым вопросам, связанными с техникой безопасности, обращайтесь к нам по электронной почте
more@neregatta.ru или к капитану NEREGATTA.